Символика цвета
в содержательной структуре поэтического текста
(на материале
произведений С.Есенина)
Кузячкин Александр
ГОУ НПО «ПЛ №
65», группа 21, г.
Новоузенск
Научный
руководитель – преподаватель Шатохина Ольга Анатольевна
Цветообозначения
в художественном произведении, являясь элементами лексического уровня языковой
системы, выполняют в тексте значительную смысловую нагрузку. Изучение этого смыслового потенциала слов
со значением цвета очень актуально для лингвистики, так как помогает выявить
особенности преломления мышления, психологии в конкретных языковых единицах.
Изучение
особенностей использования цветообозначений на примере поэтических текстов
Сергея Есенина явилось целью исследования,
предметом которого предстала группа слов, называющих цвет, которые
наряду с главным своим назначением – наименованием цвета – в поэтической речи
способны развивать переносное значение, становиться экспрессивно значимыми и
эмоционально наполненными.
В процессе исследования, используя метод
сплошной выборки цветообозначений из текстов, метод семантико – стилистического
анализа, описательный метод, метод обобщения, рассмотрен текст как объект
лингвистического исследования, цветообозначения как компонент структуры текста,
символические значения основных цветов поэзии Есенина. Проведён анализ
колоративной лексики в творчестве поэта на основе методики лингвиста
Р.Г.Почхуа, который делил цветообозначения на
микросистемы ахроматических и хроматических цветов (спектральных) с
соответствующими доминантами, рассматривая лексико – семантическую систему
цвета. Почхуа предлагает определять цветовое число по формуле: число упоминаний
цвета делить на число строк стиха. Нами было проработано всего 3780 строк.
Основываясь на данные исследования, мы пришли к выводу, что наиболее
распространённым цветообозначением в поэзии Есенина являются голубой и синий.
Анализ колоративной лексики с точки зрения
морфологической принадлежности показал богатство и разнообразие лексических
единиц, используемых для обозначения цвета. Были выявлены основные принципы
употребления цветообозначений в поэзии Есенина. Анализ также показал, что
цветообозначения выступают в прямом и переносном значении. Цветонаименования в языке писателя
рассмотрены как образная реализация цветовых обозначений, которые вошли в
состав перифраз, сравнений, метафор.
Выбрав в качестве объекта элемент
лексического уровня языковой системы – цветообозначения, мы столкнулись с тем,
что понятие цвета не является локализованным, а издавна связано с целым рядом
наук и видов искусств. Проведённый нами количественный анализ показал, что в
поэзии Сергея Есенина преобладают яркие цвета, которые создают романтическую
направленность, она занимает в стилистике автора значительное место.
Использование ярких цветов символизирует у поэта жизнь, юность, любовь, чистоту,
божественность.
При опоре на цветообозначения автор создаёт
оригинальные образы, в которых важную роль играет метафорическая семантика.
Таким образом, конкретное значение
оказывается неразрывно связанным с символическим, а слово, выступающее в
номинативном значении, часто бывает обогащено дополнительным индивидуально –
авторским содержанием. Все эти факты говорят о богатстве разнообразия цветовой
картины мира Сергея Есенина.