Среда, 23.07.2025, 06:08
Приветствую Вас Гость | RSS

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ 65 г. НОВОУЗЕНСКА

Меню сайта
Категории раздела

РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ

Главная » Файлы » РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ

ссылка на материал
[ · Скачать удаленно () ] 12.02.2012, 13:40

Символика цвета в содержательной структуре поэтического текста

(на материале произведений С.Есенина)

Кузячкин Александр

ГОУ НПО «ПЛ № 65», группа 21, г. Новоузенск

Научный руководитель – преподаватель Шатохина Ольга Анатольевна

 Цветообозначения в художественном произведении, являясь элементами лексического уровня языковой системы, выполняют в тексте значительную смысловую нагрузку.      Изучение этого смыслового потенциала слов со значением цвета очень актуально для лингвистики, так как помогает выявить особенности преломления мышления, психологии в конкретных языковых единицах.

 Изучение особенностей использования цветообозначений на примере поэтических текстов Сергея Есенина явилось целью исследования,  предметом которого предстала группа слов, называющих цвет, которые наряду с главным своим назначением – наименованием цвета – в поэтической речи способны развивать переносное значение, становиться экспрессивно значимыми и эмоционально наполненными.

       В процессе исследования, используя метод сплошной выборки цветообозначений из текстов, метод семантико – стилистического анализа, описательный метод, метод обобщения, рассмотрен текст как объект лингвистического исследования, цветообозначения как компонент структуры текста, символические значения основных цветов поэзии Есенина. Проведён анализ колоративной лексики в творчестве поэта на основе методики лингвиста Р.Г.Почхуа, который делил цветообозначения на  микросистемы ахроматических и хроматических цветов (спектральных) с соответствующими доминантами, рассматривая лексико – семантическую систему цвета. Почхуа предлагает определять цветовое число по формуле: число упоминаний цвета делить на число строк стиха. Нами было проработано всего 3780 строк. Основываясь на данные исследования, мы пришли к выводу, что наиболее распространённым цветообозначением в поэзии Есенина являются голубой и синий.

     Анализ колоративной лексики с точки зрения морфологической принадлежности показал богатство и разнообразие лексических единиц, используемых для обозначения цвета. Были выявлены основные принципы употребления цветообозначений в поэзии Есенина. Анализ также показал, что цветообозначения выступают в прямом и переносном значении.      Цветонаименования в языке писателя рассмотрены как образная реализация цветовых обозначений, которые вошли в состав перифраз, сравнений, метафор.

      Выбрав в качестве объекта элемент лексического уровня языковой системы – цветообозначения, мы столкнулись с тем, что понятие цвета не является локализованным, а издавна связано с целым рядом наук и видов искусств. Проведённый нами количественный анализ показал, что в поэзии Сергея Есенина преобладают яркие цвета, которые создают романтическую направленность, она занимает в стилистике автора значительное место. Использование ярких цветов символизирует у поэта жизнь, юность, любовь, чистоту, божественность.

 При опоре на цветообозначения автор создаёт оригинальные образы, в которых важную роль играет метафорическая семантика.

Таким образом, конкретное значение оказывается неразрывно связанным с символическим, а слово, выступающее в номинативном значении, часто бывает обогащено дополнительным индивидуально – авторским содержанием. Все эти факты говорят о богатстве разнообразия цветовой картины мира Сергея Есенина.

Категория: РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ | Добавил: Olgasan
Просмотров: 430 | Загрузок: 166 | Рейтинг: 5.0/1

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz